Дом Толстого

Дом В.И. Вуича, построен по проекту архитектора А.Ф. Видова, в 1880-е годы.

В 1930-е в нем жил и работал писатель Алексей Николаевич Толстой.

Этот участок изначально входил в дворовое место углового дома по Малой улице Теппера де Фегюссона и был занят садом.

Существующее здание построили для чиновника Царскосельского дворцового правления действительного статского советника Василия Ивановича Вуича по проекту архитектора А.Ф. Видова 1880-е гг.

Семейство дворян Вуичей – выходцев из Сербии – известно преданным служением нескольких поколений дому Романовых. Летний дом в Царском Селе В.И. Вуич построил в XIX веке. После революции Вуичи покинули Россию. В их особняке на Церковной улице, 6 большевики сначала устроили приют для беспризорников, а потом пансионат для больных.

 

В 1930-1938 гг.  в доме проживал писатель А.Н. Толстой, он прожил в нем восемь лет — до переезда в Москву в 1938 г. В то время улица носила название Пролетарской, а сам город был переименован в Детское Село. Вновь дом наполнился семейным теплом и уютом. На стенах появились картины известных мастеров и географические карты, в комнатах — антикварная мебель. Пол застилали красивые ковры, на полках шкафов стояли новейшие книги по физике, химии, философии. Зазвучала фортепьянная музыка.

Писатель переехал с семьей в Детское Село из Ленинграда в 1928 г. и два года снимал квартиру во втором этаже ныне сохранившегося дома на углу Церковной и Московской улиц. Таким образом, А.Н. Толстой прожил в Детском Селе — Пушкине десять лет.

Посещение Александровского дворца-музея послужило сюжетом для рассказа «Гобелен Марии-Антуанетты», написанного в конце 1928 года.

На 30-е годы, т. е. на период жизни в Детском Селе, приходится расцвет литературной и общественной жизни А.Н. Толстого. Здесь он работал над одним из самых значительных своих произведений историческим романом «Петр Первый» (1929—1934 гг.). Первая книга романа была закончена в Дет­ском Селе 12 мая 1930 года. Второй том романа вышел в 1934 году. В то время Толстой в содружестве с В. М. Петровым работал над сценарием фильма «Петр I», за который 23 марта 1938 года Указом Президиума Верховного Со­вета СССР был награжден орденом Ленина.

В 30-х годах Толстой продолжал работу и над три­логией «Хождение по мукам», первую часть которой он начал писать еще в 1919 году.

В конце 1930 года он начал писать роман «Черное золото» («Эми­гранты»), направленный против международной контр­революции. Через год роман был закончен. В романе есть описание боя Красной Армии с войсками Юдени­ча, захватившего Детское Село.

Кабинет писателя находился на втором эта­же, в мезонине. Работал Толстой регулярно, систематически, изо дня в день в одно и то же время. Это был человек исключи­тельной дисциплины труда, никогда не отступавший от заведенного ритма  работы.. Алексей Николаевич вставал рано, даже если поздно ложился спать накануне. Уже в восемь часов утра наверху раздавались его тяжелые шаги. Толстой принимался за работу. Листки рукописей лежали везде: на письменном столе, на секретере, на маленьком столике у дивана. И никто не имел права в это время входить в кабинет: ни посетители, ни журналисты, ни члены семьи.

«Ежедневно — хотя бы несколько фраз, чтобы не терять ритма работы, — рассказывал Толстой о том, как пишет. — … Необходима ежедневная, неослабеваемая тренировка, иначе, как это постоянно бывает, писатель довольствуется первой удачно сложившейся фразой, но это еще не означает, что она — та, которая должна быть в данном случае».
Писатель строго следовал заведенному самим же распорядку. Работал только утром и днем, а если не успевал исполнить намеченное задание, заканчивал его вечером, но не позже полуночи. «Иначе — бессонная ночь». Работу он считал лучшим лекарством от усталости.
Только к обеду дом наполнялся людьми. Сюда приходили актеры и литераторы, художники и музыканты, ученые.

Еще в годы жизни на Московской улице друзья и знакомые собирались у Толстого по средам. Продолжались «среды» и на Пролетарской. В кругу близких людей, за непринужденной беседой, с шутками, смехом, музицированием писатель отдыхал от напряженной работы.

Дом, в конце 1920-х и в 1930-х годах стал центром детскосельской художественной «колонии».

Писатели, журналисты, артисты, композиторы, ученые — детскоселы и приезжавшие из Ленин­града и других городов — все любили бывать у этого остроумного и общительного человека. Здесь жили, работали и бывали в гостях у писателя М.А. Бонч-Бруевич, А.Ф. Иоффе, Н.Н. Качалов, БЛ. Лавренев, КС. Петров-Водкин, В.А Рождественский, П.П. Сойкин,, О.Д. Форш, Ю.А. Шапорин, П.Е, Щеголев, В.Я. Шишков, А.Р. Беляев, М.М. Зощенко, В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Е.В. Тарле, Ю.И. Тынянов, И.Т. Эренбург.

В Детском Селе Толстой познакомился с известной советской балериной Галиной Улановой.

Летом 1934 года Толстого в Детском Селе посетил Г. Уэллс. Познакомились они около двух десятилетий назад, в 1916 году, во время поездки А. Толстого в Ан­глию, в Эссекс. Сын писателя Д. А. Толстой, рассказывая о визите Г. Уэллса, вспоминает: «В доме начали готовиться к его приезду задолго. Из Павловска была выписана са­мая лучшая клубника, куплены дорогие вина и коньяки. Когда в переднюю вошел Уэллс с переводчиком, толпа приглашенных на прием гостей уже окружала его плот­ным кольцом… Предполагалось, что Уэллс пройдет через столовую в гостиную, где будут светские разговоры, потом будет обед, и после чая можно будет поговорить о чем-нибудь серьезном. Прославленный фантаст спутал все карты. Войдя в столовую, он поглядел на часы и сел за стол. Во время обеда Уэллс подарил отцу экземпляр «Борьбы миров» с надписью…». Дружеские отношения писателей продолжались до самой смерти Толстого.

Дом любил многолюдные сборища, шум, веселье. Он откликался эхом на дружный смех и громкие возгласы. Привычный ритм существования изменился в конце декабря 1934 года. Толстой тяжело заболел. Друзья и родные опасались за его жизнь, врачи категорически запретили серьезную работу.

Но Алексей Николаевич не желал без дела валяться в постели, он не терпел пустоты. В конце января 1935 года, как только ему ста­ло немного лучше, он написал сказку «Золотой клю­чик» на основе повести итальянского писателя Коллоди (Карло Лоранцони) «Пиноккио».

В России «Приключения Пиноккио» были опубликованы в 1906 году. А в 1924 году в Берлине вышел еще один перевод сказки на русский язык. Книгу выпустило созданное русскими эмигрантами издательство «Накануне». Перевела сказку с итальянского Нина Петровская, а переделал и обработал Алексей Толстой. Именно тогда появилась у писателя первая задумка пересказать историю деревянной куклы по-своему.

Толстой закончил свою сказку в августе 1936 года. Читатели впервые познакомились с ней на страницах газеты. Сказка начала печататься с продолжениями в «Пионерской правде». Затем она вышла в издательстве «Детгиз» с черно-белыми иллюстрациями Бронислава Малаховского.

 

В 30-х годах широко развернулась и приобрела го­сударственный размах общественная деятельность А. Н. Толстого. В 1933—1934 годах писатель был депу­татом Детскосельского горсовета VII созыва. В декабре 1934 года он был избран депутатом Ленинградского Со­вета. Толстой принимал активное участие в общественной жизни города Пушкина: читал свои произведения в са­наториях и школах, выступал в газете «Большевистское слово». 4 августа 1938 года в газете «Известия» была напечатана коллективная статья членов Пушкинского общества «Сохранить памятники пушкинских мест» за подписью А. Толстого, Ю. Тынянова, В. Шишкова и дру­гих.

 

С 1938 по 1941 г. в здании размещался «Дом творчества ленинградских писателей».

В начале 1938 года Толстой переехал в Москву. Права на здание Толстой передал Ленинградскому отделению Литературного фонда, во главе правления которого стоял тогда В. Я. Шишков.  Договор на аренду дома был заключен на пять лет, и начались работы по перепланировке помещений. Правление приняло решение разместить здесь Дом творчества ленинградских писателей. В доме бывали многие деятели культуры и науки.

26 октября  1938 года  состоялось  открытие  Дома творчества ленинградских писателей. В доме было двенадцать комнат. Каждому писателю предоставлялась отдельная комната. Литературный фонд выдавал путевки на срок от трех до тридцати дней. Писатели находились на полном пансионе. К их услугам имелась довольно большая библиотека справочной литературы. Весь день в комнатах стучали пишущие машинки — здесь хорошо работалось.

Многие советские  писатели, поэты, литературоведы, критики в предвоенные годы работали и отдыхали  в Пушкинском Доме творчества. Здесь побывали  И. Эренбург, Б: Лавренев, Н. Тихонов, Н. Чуковский, Н. Никитин, М. Зощенко, В. Каверин, М. Слонимский, А. Гитович,  Б. Эйхенбаум, драматург  А. Штейн,  крупнейший историк академик  Е. Тарле,  известный  переводчик М. Лозинский и другие. На время ремонта своей квартиры  сюда  переселился   А. Р. Беляев,  живший  в те годы в Пушкине. Ему очень нравилось в Доме творчества, и после окончания ремонта он еще довольно долго оставался здесь. Часто «по соседству» заходил Шишков, проявлявший большую заботу об организации  отдыха писателей.

В 1940 году и весной 1941 года в Доме творчества жил Юрий Николаевич Тынянов. Он был уже очень болен, с трудом ходил, тяжело опираясь на палку, и целыми днями неподвижно сидел в кресле или на крыльце. В эти годы Тынянов работал над романом «Пушкин». Он прекрасно знал город, носящий имя поэта, так как часто приезжал сюда и раньше.

 

Пеструю, насыщенную, веселую жизнь прервала Великая отечественная война. Дом  творчества  в  Пушкине опустел… Когда началась Великая Отечественная война, многие писатели стали военными корреспондентами, солдатами и офицерами Красной Армии, бойцами, народного ополчения.

А  в    августе 1941  года здесь разместилась редакция газеты «За Советскую Родину» 1-й Кировской дивизии Ленинградского  народного ополчения и одно из подразделений  этой дивизии — так   называемый   «взвод  писателей».

Возглавил писательское подразделение Сергей Александрович Семенов — коммунист с 1918 года, участник легендарных арктических рейсов на «Сибирякове» и «Челюскине», автор путевых записей об этих экспедициях.

В дивизионной газете «За Советскую Родину» помещались заметки бойцов, командиров, политработников, но эта газета отличалась от обычных фронтовых газет — ее постоянными сотрудниками являлись более тридцати ленинградских писателей. Корреспонденции часто бывали подписаны   хорошо  знакомыми   читателям   именами.

Сначала  газета  печаталась  в  полевой  походной  типографии, размещавшейся в кузове грузовика, а с двадцатых чисел августа 1941 года, когда дивизия после жестоких и кровопролитных боев находилась в Пушкине,— в типографии районной газеты «Большевистское слово».

17 сентября немцы вошли в Пушкин. Пострадал и дом Вуича. Взрывом разрушило крышу, выбило окна, сломало навес над крыльцом. Часть деревянной обшивки растащили на дрова. Оккупация продолжалась двадцать восемь месяцев. За это время город превратился в развалины, от его былой красоты не осталось и следа.

А.Н.Толстой приезжал в Детское Село, уже пере­именованное в город Пушкин, в мае 1944 года вместе с членами Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фа­шистских захватчиков. Город лежал в развалинах. Пи­сатель побывал и у дома на Пролетарской, где прожил восемь лет. Он был неузнаваем — с разрушенной взры­вом крышей, выбитыми окнами. Но уже повсюду начи­налась работа по восстановлению города…

Дом был значительно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Его восстановили в пятидесятые годы для детского сада с частичной перестройкой второго этажа и перенесли вход. Деревянные стены отштукатурили и покрасили.

Зимой в нем размещалась База отдыха Главной водопроводной станции Ленинграда, а летом — детский сад этой станции. Потом дом законсервировали. Общественность Пушкина начала писать письма в администрацию города с просьбой обустроить в доме музей литературы 30-х годов.

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», как объект культурного наследия регионального значения (Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06.08.2010 г.).

В 2009 году Дом Вуича включили в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Сохранить этот уникальный памятник удалось только благодаря колоссальным усилиям общественности города, которая в течение нескольких лет боролась за создание в нем музейной экспозиции.

С 2012 года здание находится в оперативном управлении СПб ГБУ «Историко-литературный музей города Пушкин».

В планах музея воссоздать кабинет Алексея Николаевича Толстого, осуществить реконструкцию библиотеки и столовой писателя. Дом был очень гостеприимным, есть немало свидетельств известных писателей, журналистов, ученых, музыкантов, актеров МХАТа. Не оставим без внимания и историю строительства дома, его первых хозяев — семейство Вуичей, двое из них — участники Отечественной войны 1812 г.

В остальных помещениях разместится экспозиция, рассказывающая о поэтах и писателях Царского Села, Детского Села и города Пушкина. Здесь бывали О. Форш, Н. Тихонов, Г. Уэллс и многие другие выдающие личности. Планируем возродить прежние литературные традиции дома и наладить связи с зарубежьем, ведь многие из советских писателей эмигрировали в 20-е годы, кто-то из них возвратился, кто-то нет. Мы постараемся продолжить традицию, основанную А.Н. Толстым.