Этот участок изначально входил в дворовое место углового дома по Малой улице Теппера де Фегюссона
и был занят садом. Существующее здание построили для чиновника Царскосельского дворцового правления действительного статского советника Василия Ивановича Вуича по проекту архитектора
А.Ф. Видова 1880-е гг.
Семейство дворян Вуичей — выходцев из Сербии — известно преданным служением нескольких поколений дому Романовых. Летний дом в Царском Селе В.И. Вуич построил в XIX веке. После революции Вуичи покинули Россию. В их особняке на Церковной улице, 6 большевики сначала устроили приют для беспризорников, а потом пансионат для больных.
В 1930-1938 гг. в доме проживал писатель А.Н. Толстой, он прожил в нем восемь лет — до переезда
в Москву в 1938 г. В то время улица носила название Пролетарской, а сам город был переименован
в Детское Село.
Вновь дом наполнился семейным теплом и уютом.
На стенах появились картины известных мастеров
и географические карты, в комнатах — антикварная мебель. Пол застилали красивые ковры, на полках шкафов стояли новейшие книги по физике, химии, философии. Зазвучала фортепьянная музыка.
Писатель переехал с семьей в Детское Село
из Ленинграда в 1928 г. и два года снимал квартиру
во втором этаже ныне сохранившегося дома на углу Церковной и Московской улиц. Таким образом,
А.Н. Толстой прожил в Детском Селе — Пушкине десять лет. Посещение Александровского дворца-музея послужило сюжетом для рассказа «Гобелен Марии-Антуанетты», написанного в конце 1928 года.
На 30-е годы, т. е. на период жизни в Детском Селе, приходится расцвет литературной и общественной жизни А.Н. Толстого. Здесь он работал над одним
из самых значительных своих произведений историческим романом «Петр Первый» (1929 – 1934 гг.). Первая книга романа была закончена в Детском Селе
12 мая 1930 года. Второй том романа вышел в 1934 году. В то время Толстой в содружестве с В.М. Петровым работал над сценарием фильма «Петр I», за который
23 марта 1938 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР был награжден орденом Ленина.
В 30-х годах Толстой продолжал работу и над трилогией «Хождение по мукам», первую часть которой он начал писать еще в 1919 году.
В конце 1930 года он начал писать роман «Черное золото» («Эмигранты»), направленный против международной контрреволюции. Через год роман был закончен. В романе есть описание боя Красной Армии
с войсками Юденича, захватившего Детское Село.
Кабинет писателя находился на втором этаже,
в мезонине. Работал Толстой регулярно, систематически, изо дня в день в одно и то же время. Это был человек исключительной дисциплины труда, никогда не отступавший от заведенного ритма работы. Алексей Николаевич вставал рано, даже если поздно ложился спать накануне. Уже в восемь часов утра наверху раздавались его тяжелые шаги. Толстой принимался за работу. Листки рукописей лежали везде: на письменном столе, на секретере, на маленьком столике у дивана. И никто не имел права в это время входить в кабинет: ни посетители, ни журналисты, ни члены семьи.
«Ежедневно — хотя бы несколько фраз, чтобы не терять ритма работы, — рассказывал Толстой о том, как пишет. — ...Необходима ежедневная, неослабеваемая тренировка, иначе, как это постоянно бывает, писатель довольствуется первой удачно сложившейся фразой, но это еще
не означает, что она — та, которая должна быть в данном случае»
Летом 1934 года Толстого в Детском Селе посетил
Г. Уэллс. Познакомились они около двух десятилетий назад, в 1916 году, во время поездки А. Толстого в Англию, в Эссекс. Сын писателя Д.А. Толстой, рассказывая о визите Г. Уэллса, вспоминает: «В доме начали готовиться к его приезду задолго. Из Павловска была выписана самая лучшая клубника, куплены дорогие вина и коньяки. Когда в переднюю вошел Уэллс с переводчиком, толпа приглашенных на прием гостей уже окружала его плотным кольцом…
Предполагалось, что Уэллс пройдет через столовую в гостиную, где будут светские разговоры, потом будет обед, и после чая можно будет поговорить о чем-нибудь серьезном. Прославленный фантаст спутал все карты.
Войдя в столовую, он поглядел на часы и сел за стол.
Во время обеда Уэллс подарил отцу экземпляр «Борьбы миров» с надписью…». Дружеские отношения писателей продолжались до самой смерти Толстого.
Писатель строго следовал заведенному самим же распорядку. Работал только утром и днем, а если не успевал исполнить намеченное задание, заканчивал его вечером, но не позже полуночи.
«Иначе — бессонная ночь». Работу он считал лучшим лекарством от усталости.
Только к обеду дом наполнялся людьми. Сюда приходили актеры и литераторы, художники
и музыканты, ученые. Еще в годы жизни на Московской улице друзья и знакомые собирались у Толстого по средам. Продолжались «среды» и на Пролетарской.
В кругу близких людей, за непринужденной беседой,
с шутками, смехом, музицированием писатель отдыхал от напряженной работы.
Дом в конце 1920-х и в 1930-х годах стал центром детскосельской художественной «колонии».
Писатели, журналисты, артисты, композиторы, ученые — детскоселы и приезжавшие из Ленинграда и других городов — все любили бывать у этого остроумного и общительного человека. Здесь жили, работали и бывали в гостях у писателя: М.А. Бонч-Бруевич, А.Ф. Иоффе, Н.Н. Качалов, Б.Л. Лавренев, К.С. Петров-Водкин, В.А. Рождественский, П.П. Сойкин, О.Д. Форш, Ю.А. Шапорин, П.Е. Щеголев, В.Я. Шишков, А.Р. Беляев, М.М. Зощенко, В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Е.В. Тарле, Ю.И. Тынянов, И.Т. Эренбург. В Детском Селе Толстой познакомился с известной советской балериной Галиной Улановой.
Дом любил многолюдные сборища, шум, веселье.
Он откликался эхом на дружный смех и громкие возгласы. Привычный ритм существования изменился в конце декабря 1934 года. Толстой тяжело заболел. Друзья и родные опасались за его жизнь, врачи категорически запретили серьезную работу.
В 30-х годах широко развернулась и приобрела государственный размах общественная деятельность
А. Н. Толстого. В 1933 – 1934 годах писатель был депутатом Детскосельского горсовета VII созыва. В декабре 1934 года он был избран депутатом Ленинградского Совета. Толстой принимал активное участие в общественной жизни города Пушкина: читал свои произведения в санаториях и школах, выступал в газете «Большевистское слово». 4 августа 1938 года в газете «Известия» была напечатана коллективная статья членов Пушкинского общества «Сохранить памятники пушкинских мест» за подписью А. Толстого, Ю. Тынянова, В. Шишкова и других.
С 1938 по 1941 г. в здании размещался «Дом творчества ленинградских писателей».
В начале 1938 года Толстой переехал в Москву. Права на здание Толстой передал Ленинградскому отделению Литературного фонда, во главе правления которого стоял тогда В.Я. Шишков. Договор на аренду дома был заключен на пять лет, и начались работы по перепланировке помещений. Правление приняло решение разместить здесь Дом творчества ленинградских писателей. В доме бывали многие деятели культуры и науки.
А в 1924 году в Берлине вышел еще один перевод сказки на русский язык. Книгу выпустило созданное русскими эмигрантами издательство «Накануне». Перевела сказку с итальянского Нина Петровская, а переделал и обработал Алексей Толстой. Именно тогда появилась у писателя первая задумка пересказать историю деревянной куклы по-своему.
Толстой закончил свою сказку в августе 1936 года. Читатели впервые познакомились с ней на страницах газеты. Сказка начала печататься с продолжениями
в «Пионерской правде». Затем она вышла
в издательстве «Детгиз» с черно-белыми иллюстрациями Бронислава Малаховского.
Пеструю, насыщенную, веселую жизнь прервала Великая отечественная война. Дом творчества
в Пушкине опустел… Когда началась Великая Отечественная война, многие писатели стали военными корреспондентами, солдатами и офицерами Красной Армии, бойцами, народного ополчения.
А в августе 1941 года здесь разместилась редакция газеты «За Советскую Родину» 1-й Кировской дивизии Ленинградского народного ополчения и одно из подразделений этой дивизии — так называемый «взвод писателей».
Возглавил писательское подразделение Сергей Александрович Семенов — коммунист с 1918 года, участник легендарных арктических рейсов на «Сибирякове» и «Челюскине», автор путевых записей
об этих экспедициях.
В дивизионной газете «За Советскую Родину» помещались заметки бойцов, командиров, политработников, но эта газета отличалась от обычных фронтовых газет — ее постоянными сотрудниками являлись более тридцати ленинградских писателей. Корреспонденции часто бывали подписаны хорошо знакомыми читателям именами.
Сначала газета печаталась в полевой походной типографии, размещавшейся в кузове грузовика,
а с двадцатых чисел августа 1941 года, когда дивизия после жестоких и кровопролитных боев находилась
в Пушкине,— в типографии районной газеты «Большевистское слово».
17 сентября немцы вошли в Пушкин. Пострадал и дом Вуича. Взрывом разрушило крышу, выбило окна, сломало навес над крыльцом. Часть деревянной обшивки растащили на дрова. Оккупация продолжалась двадцать восемь месяцев. За это время город превратился в развалины, от его былой красоты не осталось и следа.
А.Н. Толстой приезжал в Детское Село, уже переименованное в город Пушкин, в мае 1944 года вместе
с членами Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-
фашистских захватчиков. Город лежал в развалинах.
Писатель побывал и у дома на Пролетарской, где прожил восемь лет. Он был неузнаваем —
с разрушенной взрывом крышей, выбитыми окнами.
Но уже повсюду начиналась работа по восстановлению города…
26 октября 1938 года состоялось открытие Дома творчества ленинградских писателей. В доме было двенадцать комнат. Каждому писателю предоставлялась отдельная комната. Литературный фонд выдавал путевки на срок от трех до тридцати дней. Писатели находились на полном пансионе. К их услугам имелась довольно большая библиотека справочной литературы. Весь день в комнатах стучали пишущие машинки — здесь хорошо работалось.
Многие советские писатели, поэты, литературоведы, критики в предвоенные годы работали и отдыхали
в Пушкинском Доме творчества. Здесь побывали:
И. Эренбург, Б. Лавренев, Н. Тихонов, Н. Чуковский,
Н. Никитин, М. Зощенко, В. Каверин, М. Слонимский,
А. Гитович, Б. Эйхенбаум, драматург А. Штейн, крупнейший историк академик Е. Тарле, известный переводчик М. Лозинский и другие. На время ремонта своей квартиры сюда переселился А.Р. Беляев, живший в те годы в Пушкине. Ему очень нравилось в Доме творчества, и после окончания ремонта он еще довольно долго оставался здесь. Часто «по соседству» заходил Шишков, проявлявший большую заботу об организации отдыха писателей.
Дом был значительно разрушен в годы Великой Отечественной войны. Его восстановили в пятидесятые годы для детского сада с частичной перестройкой второго этажа и перенесли вход. Деревянные стены отштукатурили и покрасили. Зимой в нем размещалась База отдыха Главной водопроводной станции Ленинграда, а летом — детский сад этой станции. Потом дом законсервировали. Общественность Пушкина начала писать письма в администрацию города
с просьбой обустроить в доме музей литературы
30-х годов.
В 2001 г. дом включён КГИОПом в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность”, как объект культурного наследия регионального значения (Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга (по состоянию на 06.08.2010 г.).
В 2009 году Дом Вуича включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Сохранить этот уникальный памятник удалось только благодаря колоссальным усилиям общественности города, которая в течение нескольких лет боролась за создание в нем музейной экспозиции.
С 2012 года здание находится в оперативном управлении СПб ГБУ «Историко-литературный музей города Пушкина».
В планах музея воссоздать кабинет Алексея Николаевича Толстого, осуществить реконструкцию библиотеки и столовой писателя. Дом был очень гостеприимным, есть немало свидетельств известных писателей, журналистов, ученых, музыкантов, актеров МХАТа. Не оставим без внимания и историю строительства дома, его первых хозяев — семейство Вуичей, двое из них — участники Отечественной войны 1812 г.
В остальных помещениях разместится экспозиция, рассказывающая о поэтах и писателях Царского Села, Детского Села и города Пушкина. Здесь бывали
О. Форш, Н. Тихонов, Г. Уэллс и многие другие выдающие личности. Планируем возродить прежние литературные традиции дома и наладить связи
с зарубежьем, ведь многие из советских писателей эмигрировали в 20-е годы, кто-то из них возвратился, кто-то нет. Мы постараемся продолжить традицию, основанную А.Н. Толстым.
В 1940 году и весной 1941 года в Доме творчества жил Юрий Николаевич Тынянов. Он был уже очень болен,
с трудом ходил, тяжело опираясь на палку, и целыми днями неподвижно сидел в кресле или на крыльце.
В эти годы Тынянов работал над романом «Пушкин». Он прекрасно знал город, носящий имя поэта, так как часто приезжал сюда и раньше.
Но Алексей Николаевич не желал без дела валяться
в постели, он не терпел пустоты. В конце января 1935 года, как только ему стало немного лучше, он написал сказку «Золотой ключик» на основе повести итальянского писателя Коллоди (Карло Лоранцони) «Пиноккио». В России «Приключения Пиноккио» были опубликованы в 1906 году.