Московские ворота

Московские ворота, построены в начале ХIХ века выдающимися зодчими и  являются монументом, посвященным памяти событий Отечественной войны 1812 года.

Триумфальная арка –обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение, которое обычно устанавливается на дорогах и площадях в знак победоносного завершения военного похода и в честь знаменательных событий. Эта традиция, возникшая в Древнем Риме, нашла блестящее воплощение на берегах Невы в столице Российской империи. Московские, Нарвские, Главного штаба и многие другие шедевры архитектуры украсили Санкт-Петербург и его пригороды. Любезные ворота, Египетские, Орловские построены в Царском Селе. Одним из ярчайших памятников нашего города являются Московские ворота, возведенные в память о славных победах Русской армии в Отечественной войне 1812 года и военной компании 1812 – 1814 годов.

 

По дороге на Москву, на месте  городской заставы в 1827 году император Николай I в окружении войск Царскосельского гарнизона и жителей города встречал гроб с телом покойного императора Александра I, освободителя народов России и Европы от наполеоновского нашествия. Траурный кортеж прибыл из Таганрога. Молодой император долго рыдал над гробом брата на заставе, прежде чем кортеж отправился к храму Большого дворца. На этом месте по указанию императора и были воздвигнуты триумфальные ворота.

Московские ворота построены в 1831 году в стиле ампир по проекту архитектора А.М. Горностаева с участием И. Гильдебрандта. Чугунная решетка выполнена по рисунку архитектора А.В. Глинки на заводе К. Грейсона. Здания кордегардий (караульных помещений) декорированы военной атрибутикой: лепкой в виде щитов и шлемов, мечей, ветвей дуба и лавра. Чугунные пилоны ворот увенчаны двуглавыми орлами на державах. Тематика обусловлена памятью о победоносных сражениях.

 

Московские ворота выполняли функцию городской заставы со шлагбаумом, караулом для проверки подорожных документов. В ХIХ веке служба на заставе осуществлялась командами Гвардейских инвалидных рот (военнослужащих царскосельских полков, оставшихся на службе после основного срока). Типичную жизнь на городской заставе колоритно описал  известный бытописатель В.А. Гиляровский в своих очерках «Москва и москвичи»:

«Движение было большое, особенно было оно в начале зимы, по снегу, когда помещики приезжали проводить зиму в Москву. За дормезами и возками цугом тащились целые обозы богатых помещиков, а небогатые тоже тянулись за ними. Вереницы ожидающих своей очереди стояли у заставы, дожидаясь, когда поднимется шлагбаум. Наконец, тому или другому проезжающему по чинам и званиям, давался пропуск и с крыльца кордегардии унтер командовал инвалиду у шлагбаума: — Подвысь!..

Инвалид гремел цепью шлагбаума. Пестрое бревно «подвешивалось», и снова за пропущенным опускалось до нового: — «Подвысь!»

В 1856 году городские шлагбаумы были сдвинуты за границы Царского Села. За ненадобностью застава при Московских воротах была упразднена. В архиве Дворцового управления хранится запись: «…царскосельское дворцовое правление, имея в виду, что по ведомству оного в конце минувшего 1856 г. Сокращено 4 поста и в текущем году 1, всего 5 постов, занимавшихся от гвардейской инвалидной № 3 роты, именно: при Московском, Санкт-Петербургском и Гатчинском въезде и у гостиницы близ станции жел. дороги… и что люди с этих постов возвращены в роту».

Московские ворота были приспособлены под квартиры полицейских чинов, затем использовались под карантинное помещение госпиталя и в таком виде просуществовали предположительно до 1945 года.

В послевоенные годы Московские ворота находились в ведении Пушкинского жилищного агентства. Все попытки приспособления под торговые и хозяйственные цели не увенчались успехом и помещения кордегардий (общая полезная площадь около 170 м2) постоянно становились объектом разрушения.

«Историко-литературный музей города Пушкина» при поддержке Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга обратился в КУГИ г. Санкт-Петербурга с просьбой о передаче здания музею в оперативное управление с целью развернуть в нем экспозиции, посвященные истории городской заставы и Царскосельского гарнизона. В своем обращении музей аргументировал свою просьбу тем, что расположенные в центральной части города монументальные Московские ворота привлекают большое внимание жителей города и его гостей. Музейное использование обеспечит зданиям постоянную охрану и надлежащий уход. В 2009 году просьба была удовлетворена и Распоряжением КУГИ Правительства Санкт-Петербурга Триумфальные Московские ворота были переданы музею.

В 2010 году проведено инженерное обследование технического состояния всех имеющийся конструктивных элементов зданий кордегардий Московских ворот – фундаментов, стен, перекрытий, лестниц, стропильной системы и кровель. Разработаны технические предложения по восстановлению эксплуатационной пригодности строительных конструкций по выведению здания из аварийного состояния. Работы выполнялись ОАО «СПб научно-исследовательским и проектным институтом по реставрации памятников истории и культуры «НИИ Спецпроектреставрация». Руководитель проекта Калинин В.А.

В результате установлено: фундаменты зданий, устроенные из известняковой плиты и опирающиеся на валуны по-прежнему сохраняют свою несущую способность.

В худшем состоянии находились кирпичные стены. Там наблюдалось массовое отпадение штукатурки, деструкция кирпичной кладки, трещины, имелись зоны длительного увлажнения кладки стен. В аварийном состоянии находились межэтажные перекрытия и стропильная система, о чем свидетельствовали потолочные провисания, переувлажнение и поражение гнилью древесины, деформация цементно-песчаной стяжки полов. Металлические лестницы были поражены коррозией, имелись утраты отдельных элементов. Основными причинами выявленных повреждений являлся длительный срок запустения и некачественные ремонты.

С целью восстановления здания  была произведена гидроизоляция фундаментов и полов, полностью заменены межэтажные перекрытия, стропила и кровля, дверные и оконные заполнения и  подведены инженерные коммуникации (вода и электричество). Перекрытия изготовлены из стали. Стропила выполнены из бруса с  сохранением исторического соответствия элементов соединения. Эти противоаварийные работы были выполнены в 2012 году. Вторая очередь реставрационных работ проведена в 2013 году – ремонт фасадов, металлических лестниц, устройство отмостки.

В 2014 году полностью завершены реставрационные работы, кордегардии Московских ворот приспособлены под музейные цели, в них размещены экспозиции по истории городской заставы и Царскосельского гарнизона.