Литография из серии «Разрушения Павловского дворца» 1944 г. И.А. Михранянц

В 1984 году, тогда еще общественному музею города Пушкина, художником Е. Н. Пешковым была подарена коллекция работ замечательного ленинградского графика Ии Альфонсовны Михранянц (1908—1983).

Пешкова и Михранянц связывали долгие годы дружбы. Они были близки друг другу по духу, по мировосприятию и ощущению красоты. Несколько лет подряд Е. Н. Пешков и И. А. Михранянц ездили по малым городам России и Русскому Северу, рисовали пейзажи.

Совместная выставка художников состоялась в 1988 г. уже после смерти Ии Альфонсовны. Жизненный путь И. А. Михранянц завершился 26 июля 1983 года. Она похоронена на Казанском кладбище города Пушкина, рядом с могилами П. П. Чистякова, О. Д. Форш, Г. П. Фитингофа.Известность И. А. Михранянц принесли работы, сделанные с натуры в Сталинграде в 1943 году и показанные на выставке «Героический фронт и тыл». Тему войны и принесенного ею горя художница продолжила в сериях рисунков «Пушкин» и «Павловск», созданных в 1944 году.

Во вступительной статье к каталогу выставки 1988 г. известный историк искусства и художественный критик Игорь Мямлин писал: «Показывая руины, художник заставляет нас словно заново пережить гибель рукотворной красоты и тем самым как бы безмолвно призывает сделать все, чтобы восстановить ее, если только это возможно … Эти скорбные и прекрасные рисунки одно из больших достижений и самой Михранянц, и всей ленинградской графики тех лет. Чем дальше в прошлое уходят годы Великой Отечественной войны и связанные с ними события, тем значительнее представляются работы художников, отразивших то время. Возможно правильнее было бы писать – Время.

Время и Людей, живших и боровшихся в те дни. В полной мере это относится и к графическому циклу И. А. Михранянц «Павловск после освобождения» (1944), состоящему из 10 литографий».

В нашем музее хранятся четыре литографии этой серии. Литография «Тронный зал с площади» повторяет известную фотографию центрального корпуса дворца со стороны парадного плаца, сделанную сразу после освобождения Павловска от фашистов.

Разрушенные памятники, запечатлённые художницей, присутствуют на многочисленных фотографиях. Но рисунки, «соединив силу документа с композиционно-образной напряженностью поиска художника, стали качественно неповторимыми произведениями, сделанными художником – очевидцем изображаемого».

Translate »